Электронный  справочник  традиционной  керамики
Frequency Theme
Demo
 В 90-х  года XX века группа аналитиков Калужского областного клуба коллекционеров, проводя анализ качества формирования коллекций членов клуба,  столкнулась с явлением замещения  традиций народных художественным промыслов   постсоветского пространства на изделия  художников, пытающихся занять эту нишу народного творчества. Негативный прогноз показывал высокий риск утери традиции.  По решению Совета клуба, для выработки мер противодействия были привлечены эксперты в области традиционной культуры и выработан долгосрочный проект, основанный на сохранении, консервации и последующей публикации образчиков традиционных промыслов в случае необходимости.

Привлеченные эксперты предложили Совету клуба  начать проект формирования единой коллекции на основе частных собраний членов клуба для консервации имеющейся в нашем распоряжении информации о традиционных гончарных промыслах. Членам клуба было рекомендовано приобретать изделия мастеров – игрушечников с известной историей и максимально возможным ареалом распространения.  Таким образом,  нами была собрана коллекция, включающая в себя  около сотни достоверных изделий  мастеров – игрушечников. В ходе реализации, проект получил условное название "Грематуха".

В начале 2000 годов, в связи с возросшими рисками приобретения недостоверной продукции, коллекция была  законсервирована, сбор материалов  прекращен.


Тем временем,  в соответствии  с негативными прогнозами аналитиков Клуба, проблема замещения традиции народных художественных промыслов  получила бурное развитие.  В большинстве художественных салонов,  выставках и даже фестивалях народных художественных промыслов  стали преобладать изделия, выполненные  профессиональными или самодеятельными художниками, не являющимися носителями традиций  того или иного промысла.  Более того, нами было констатировано ухудшение информационного качества  печатной информации,   в которой стали появляться недостоверные, или даже откровенно надуманные сведения, обусловленные коммерческой выгодой заказчиков материала.  Естественно, обычному коллекционеру  практически невозможно разобраться в истинности  появившихся сведений и продуктов. Что в значительной степени снизило качество частных и музейных  собраний.  
Специалистами нашего клуба была выявлена еще одна негативная тенденция:  на фестивалях, посвященных пропаганде народных художественных промыслов стали проводится мастер-классы, раскрывающие секреты изготовления изделий промыслов, их характерные приемы в присутствии мастеров иных промыслов.   Благодаря этому, мы наблюдаем картину смазывания аутентичности, некоторых сохранившихся  промыслов, смешивания традиций и приведения  этих изделий к единому стандарту. Причем меняется не только внешнее, но и внутреннее содержание изделий.  Мастерам навязывается представление о формах изделий, их внутреннем значении.


Исходя из долговременных перспектив проекта Клуба по сохранению и консервации информации о народных художественных промыслах,  специалистами нашего клуба была проведена работа по описанию и аттестации собранной в 1990-х годах коллекции с привлечением Федеральных экспертов Министерства культуры РФ.
И, наконец, последним этапом  проекта Калужского клуба коллекционеров, посвященного сохранению информации о традиционных народных художественных промыслах, стала популяризация и распространение законсервированной в 90-х годах ХХ столетия информации.  
На этом сайте Вы сможете ознакомиться с изделиями, собранными членами Калужского клуба коллекционеров в  рамках нашего проекта.  Описание изделий и промыслов  произведено по доступным источникам, выпущенных до 2000 годов.  


Представленные на сайте материалы являются собственностью частных коллекционеров.
Материалы сайта  можно использовать в научных,  образовательных  и воспитательных целях без ограничения со ссылкой на источник.
Использование материала в иных целях запрещено!
Использование материалов сайта для копирования изделий мастеров запрещено!

Demo